понедельник, 20 декабря 2010 г.

Социальная карта для пенсионеров – благо или головная боль?

В наш век информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни. Дошла очередь и до сферы услуг общественного пассажирского транспорта – привычные бумажные сезонки в этом году доживают свои последние дни.

С 1 января 2011 года в Самарской области будут аннулированы единые социальные проездные билеты (ЕСПБ), дающие право определённой категории граждан, на льготный проезд на городском и внутрирайонном общественном пассажирском транспорте. Вместо бумажных ЕСПБ льготниками будут использоваться пластиковые социальные карты жителя Самарской области (далее иногда - социальная карта или просто – карта) с транспортным приложением.

В средствах массовой информации неоднократно по этому поводу были соответствующие разъяснения. Однако ещё многим пенсионерам по-прежнему трудно разобраться в “многообразии” новых терминов – что такое транспортная карта? Что такое социальная карта? Что такое транспортное приложение к социальной карте? и т.д.

На самом деле всё достаточно просто. В этом посте я решил поделиться своим маленьким опытом в освоении социальной карты с теми жителями Самары и Самарской области, которые с ней совершенно незнакомы, а также привести основные сведения о самой системе предоставления льгот с помощью этой карты.


Скажу сразу – в этом посте речь о транспортных картах (они красного цвета) не идёт. Отметим только, что они были введены в Самаре для осуществления проезда в городском транспорте примерно 2,5 года назад. Всем известно, для каждой категории пассажиров (взрослый пассажир без льгот, студент, школьник) существует своя транспортная карта. Каждая поездка на транспорте снимает со счёта карты соответствующую сумму. Поэтому счёт карты необходимо периодически пополнять. Карта имеет встроенный микропроцессор, который взаимодействует с внешними считывающими и записывающими терминалами бесконтактным способом.

Социальная карта – это нечто другое.

Вообще-то, проект «Социальная карта» разрабатывался, в первую очередь, с целью создания универсального механизма эффективного взаимодействия и информационного обмена в системе взаимоотношений государства и общества.

Самара и Тольятти – одни из самых первых городов России, в которых началось внедрение этого проекта (2006 год). Пока эти проекты выполнены как отдельные общегородские автоматизированные системы персонифицированного учета предоставления социальных льгот жителям городов с использованием персональной учётной карты, получившей у нас название – «Социальная карта жителя Самарской области». Департамент информационных технологий в настоящее время работает над тем, чтобы эта услуга была доступна и жителям отдаленных районов области, а также над проблемой создания единой интегрированной (в масштабе области) автоматизированной системы. В перспективе эта интеграция должна охватить и всю страну.

Но вернёмся к социальной карте. Социальная карта (в отличие от транспортной) 
выдается в районных управлениях социальной поддержки и защиты населения (УСПиЗН) жителю города, являющемуся получателем социальных льгот или выплат, абсолютно бесплатно (за счет средств областного бюджета).

Социальная карта жителя Самарской области, также как и транспортная карта является электронной пластиковой картой. В отличие от транспортной карты социальная карта имеет голубой цвет, но не в этом её основное отличие.

Держатель социальной карты может осуществлять доступ к информационным ресурсам и услугам системы адресного взаимодействия органов власти и населения через так называемый интернет-киоск.

Для тех, кто ещё не знает что это такое, поясняю: интернет-киоски – это вандалостойкие терминалы (а по сути – это обычные, но хорошо защищённые персональные компьютеры), осуществляющие публичный доступ через Интернет к вышеуказанной системе, реализованной на «Социальном портале государственных услуг Самарской области». Дружественный интерфейс позволяют любому пользователю быстро и легко получить необходимые ему услуги в электронном виде. Взаимодействие пользователя с системой осуществляется посредством сенсорного монитора, который одновременно служит для управления операциями и для отображения информации.

Таким образом держатель социальной карты при помощи интернет-киосков может легко и быстро:
- узнавать обо всех причитающихся льготах и скидках в магазинах и аптеках;
- получать сведения об уплате налогов и штрафов;
- обращаться к первым лицам органов исполнительной власти и местного самоуправления, задавать вопросы губернатору и председателю губернской Думы;
- удаленно записываться на прием в управление соцзащиты, ЗАГС и миграционную службу;
- и даже записываться на приём к врачам муниципальных поликлиник.

Адреса Интернет-киосков вы можете найти на сайтах:

для Самары:
http://www.gosuslugi.samara.ru/kiosk/info2/address/kiosk.do?area=99&selectedarea=99
http://suprema.socio.samtel.ru/kiosk/info/address/selectcity.do?device=kiosk

для Тольятти:
http://www.tgic.ru/all/onprint/2/38/

Более подробные сведения о предоставляемых услугах изложены на «Социальном портале государственных услуг Самарской области». Этот портал получил доменные имена: http://www.gosuslugi.samara.ru/ и http://www.gosuslugi.samregion.ru/.

В перспективе это позволит произвести интеграцию, о которой я говорил выше, регионального ресурса с федеральным порталом госуслуг http://www.gosuslugi.ru/. Это означает, что информация об услугах и сами услуги будут доступны жителям губернии, как с регионального, так и с федерального портала.

Полезную информацию о Социальном портале государственных услуг можете найти также на странице:
http://www.o-code.ru/services/software/peopleorginteraction/suprema/

Но вернёмся опять к социальной карте.
Социальные карты бывают двух видов: информационные и платежные.

В принципе, возможности информационных социальных карт мы уже рассмотрели выше.
Платёжная социальная карта сочетает в себе возможности информационной социальной карты и банковской пластиковой карты. Вторая возможность обеспечивается коммерческим банком СОЛИДАРНОСТЬ. Кроме чипа, карта на обратной стороне имеет ещё и магнитную полосу, на которой и располагается сама банковская составляющая. Это дополнительно позволяет получать на карту социальные и пенсионные выплаты, хранить денежные средства на карточном счёте в банке, оплачивать услуги по карте в сети Интернет-киосков, банкоматов и торговых предприятиях, принимающих к оплате платёжные карты VISA Electron.

Но как социальная карта стала ещё и транспортной? Первоначально для социально незащищенных групп населения должны были стать льготные электронные транспортные проездные, как одна из составных частей знакомых всем электронных транспортных карт (тех, что красного цвета). Но затем было принято решение об использовании в этой роли уже существующей системы социальных карт жителей Самарской области. Для этого было разработано для социальной карты соответствующее приложение (транспортное).
Впоследствии социальные карты стали дополняться и другими видами приложений. Не будем сейчас все их перечислять (при желании весь набор приложений вы можете увидеть на http://www.socialcard.ru/scdp/page?als=1019742).


В перспективе на чип карты планируется добавить и витальную информацию - группу крови, хронические заболевания, противопоказания и прочее, чтобы в экстренных случаях врач мог быстро получить все необходимые сведения и оказать медицинскую помощь.
На чип также будет заноситься электронная подпись гражданина, чтобы он мог подать заявление, например, на получение социальной поддержки через Интернет. Тогда пришедший чиновнику по электронной почте документ будет равносилен тому, который заявитель подписал бы самолично.

Но это, как я сказал, - в перспективе. А пока большую часть пожилых людей, еще не освоивших все возможности, предоставляемые социальной картой, интересует, естественно, только транспортное приложение. То есть, они хотят видеть социальную карту в качестве альтернативы ЕСПБ, к которому они уже успели привыкнуть.

Итак, тем гражданам, которые пользовались ЕСПБ и собираются дальше пользоваться предоставленными им льготами на общественном транспорте, я советую поторопиться. До нового года остаётся несколько дней. Вам необходимо срочно получить социальную карту жителя Самарской области с транспортным приложением, чтобы начать использовать её как проездной билет уже с 1 января следующего года. Оформление социальной карты для льготника (повторяю) производится абсолютно бесплатно.

Те граждане, которые уже давно имеют социальную карту (с не активированным транспортным приложением), должны в ней это транспортное приложение активировать. Активация социальных карт жителя Самарской области, как их и выдача, осуществляется в УСПиЗН по месту жительства.

По официальным данным, на сегодняшний день обладателями социальной карты в нашей губернии уже стали 130 тысяч человек, из них около 100 тысяч – это самаряне.

Лично я получил свою информационную социальную карту в прошлом месяце совершенно неожиданно. Просто шёл мимо УСПиЗН Ленинского района г.Самары, заглянул в него, и уже минут через 10 вышел оттуда с социальной картой. Вся процедура состояла в том, что мои данные, включая образец подписи и фотографию, полученную с помощью веб-камеры, мгновенно (через интернет) были введены в базу данных льготников Самарской области, и тут же на принтере была отпечатана сама карта. Это была информационная социальная карта СУПРЕМА.


Попутно меня предупредили: карту нельзя мочить, сгибать, держать рядом с металлическими предметами, класть на электроприборы (в прочем, эти требования относились и к транспортным картам). Срок действия социальной карты - 5 лет.

На следующий день я решил испробовать её действие. Распечатал список адресов интернет-киосков, пометил в нём те, которые расположены по пути следования на мою работу. Таких киосков на этом пути (длиной 3,5 км) было пять. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что ни один из них не работает. Получается, что меня и таких как я обманули!

В ходе написания поста я решил попутно отмечать недостатки системы. Итак, я ставлю 1-й минус.

И далее, чем больше я пытался освоить работу с картой и с её помощью познать, в частности, реальные возможности транспортной составляющей системы «Социальная карта», тем больше мои восторженные чувства сменялись горькими разочарованиями.

Но продолжим.
Наконец, я нашёл два работающих киоска. Оказалось, что общую информацию с них можно получать и без социальной карты. А вот чтобы выполнить конкретную процедуру (например, задать вопрос лично губернатору, подать заявление на получение какой-либо услуги или зайти в свой личный «кабинет») необходимо обязательно предъявить свою карту и ввести 4-значный пин-код (пароль). На одном из этих двух киосков считывающее устройство было такое же, как у банкоматов (внешне – это щель, в которую вставляется карта), на другом – считыватель внешне представлял собой плоскую площадку, к которой надо просто приложить карту.

Система, получив от считывающего устройства номер карты, прописанного в чипе (номер также напечатан и на обратной стороне карты), и введённый вручную пин-код, сравнивает эти данные с теми, что находятся в её базе данных. Таким образом, производится идентификация гражданина. При совпадении этих данных, гражданину предоставляется более полный доступ к информационным ресурсам и функциональным возможностям системы.

Таким образом, социальная карта жителя Самарской области полностью персонализирована. В чипе и на её обратной стороне приведены все необходимые учётные данные гражданина. Это главное отличие социальной карты от транспортных карт. Социальную карту в отличие от транспортной нельзя передавать другому человеку. Да и подделать социальную карту практически невозможно, ведь кроме того, что на ней есть фотография и образец личной подпись владельца, она защищена ещё и персональным штрих-кодом.
Великолепно! Я вижу, вы тоже восхищены.

Только вот на самом деле, утверждения чиновников департамента СПиЗН и департамента информационных технологий (ИТ) насчёт того, что социальная карта жителя Самарской области обеспечивает надёжную защиту от несанкционированного доступа к его конфидициальной информации (и к системе, вообще) не соответствует действительности. Этот обман населения может иметь очень непрятные последствия.

Суть моего обвинения вот в чём: в настоящее время всем владельцам карт выдаются (по умолчанию) одинаковые пин-коды, а возможности самому его изменить нет. Это значит, что любой человек, воспользовавшись моей социальной картой, получает полный доступ к осуществлению действий в этой системе от моего имени. Не сомневаюсь, что и вы, читатель, согласитесь, что это - вопиющее безобразие!!! Это 2-й жирный минус. Надеюсь, что эта преступная халатность создателей системы будет самым настоящим образом осуждена, и ошибка будет исправлена.

Продолжаю.
Итак, с 1 января 2011 года проезд владельцев социальной карты (с транспортным приложением) на всех видах муниципального транспорта (трамваях, троллейбусах, автобусах и метро) будет оплачиваться ими путём ежемесячного пополнения транспортного приложения карты (в дальнейшем просто пополнения карты) теми же 270 рублями, за которые он раньше покупал месячные ЕСПБ.


Напоминаю: сумма в размере 270 рублей – это монетизированная льгота, которую пенсионеры Самарской области ежемесячно получают от государства на проезд. Предполагается, что и в 2011 году эта сумма останется на прежнем уровне.


Произведя пополнение социальной карты, жители Самары и Тольятти могут ездить в течение месяца неограниченное количество раз (в этом смысле, социальная карта – это полный аналог ЕСПБ).

Порядок оплаты проезда в общественном транспорте следующий: для поездок в следующем месяце необходимо пополнить социальную карту в период, начиная с 20 числа текущего месяца до 1 числа следующего месяца. Если же вы осуществите пополнение карты с 1 по 19 число, то эта карта даст возможность поездок только в текущем месяце.

Первоначально, пополнение карт планировалось производить через те же (вышеописанные) интернет-киоски, но как я заметил, к сожалению, эти киоски в Самаре не приспособлены для приёма денег и, соответственно, выдачи квитанций. Это 3-й минус.

Чтобы как-то выйти из этого положения, руководство области решило организовать приём пополнений для социальных карт с транспортным приложением везде, где это возможно. В Самаре, например, на терминалах отделений некоторых банков, почтовых отделениях, в пунктах продажи и пополнения транспортных карт, на станциях метро, табачных киосках и т.д. В Тольятти пункты пополнения социальной карты предполагается размещать в киосках “Яр торговая сеть”.

Тот официальный список адресов пунктов приёма пополнений для социальных карт, который выдали мне в УСПиЗН, вызвал у меня недоверие, так как информация по некоторым адресам не соответствует действительности. Например, в табачном киоске, который указан в этом списке (на пересечении улиц Мичурина и Клинической), ничего об этом даже и не слышали. Это 4-й минус.

В общем, у меня имеются некоторые сомнения на счёт того, что это будут качественные услуги. Вопрос надёжности операций по пополнению карты важен ещё и потому, что система в случае потери или кражи социальной карты должна гарантировать не только изготовление новой карты, но и подтвердить факт сделанного ранее пополнения.

При поездке в общественном транспорте действия с социальной картой ничем не отличаются от действий с транспортной картой. Кондуктор прикладывает свой терминал к карте, нажимает кнопку, и через пару секунд операция выполнена. В метро владелец карты должен приложить её к специальному месту на турникете. Терминал кондуктора или турникета с социальной карты не снимает деньги (как это делается в случае с транспортной картой), а только проверяет наличие оплаты за текущий месяц (на дисплее терминала кондуктора при этом будет отображено: сумма – 0 руб. и остаток – 0 руб.). Так должно работать, а как будет на самом деле? – посмотрим...

Сомнения в надёжности работы транспортного приложения социальной карты имеются, видимо, не только у меня, но и у самих служащих департаментов СПиЗН и ИТ и работников общественного транспорта. Ведь не зря же они включили в «Памятку по транспортному приложению социальной карты жителя Самарской области» такой пункт (под номером 3):
«3. В случае невозможности регистрации проезда по причине возникновения ситуации сбоя, держатель карты предъявляет дополнительно кондуктору документ, подтверждающий право на льготный проезд, а так же (это не моя ошибка!) ранее выданный чек, подтверждающий пополнение льготного транспортного приложения социальной карты на текущий месяц. Перевозчик не вправе отказать держателю карты в оказании услуги по перевозке. В таком случае перевозчик оказывает услугу перевозки без взимания платы за проезд наличными денежными средствами. Для выяснения ситуации сбоя карты держатель обращается в управление социальной защиты населения по месту жительства».

Ну как вам этот пунктик? По каждому предложению можно плеваться и возмущаться. Нудный до тошноты и коряво составленный, он своим содержанием напрочь дискредитирует действительно полезное и воистину великое по масштабу социальное мероприятие в нашей области. И где же здесь объявленный правительством области переход на безбумажные технологии?

Так что, и здесь я ставлю 5-й жирный минус.
Посудите сами, какая чушь понаписана в этой памятке:
- Во-первых, таких сбоев не должно быть. Сбои – это проблема не пассажира! Ну а если вдруг и случится что-то подобное, то это должно быть как редкое исключение, из-за которого пассажир не должен испытывать неудобства - возить с собой кучу документов, бегать в управление социальной защиты и выяснять там причины сбоев. Ведь социальная карта вводилась в обиход граждан, в первую очередь, чтобы предоставить ему максимум удобств. Не правда ли?

- Во-вторых. Социальная карта жителя Самарской области - настолько серьёзный документ (на котором имеется фотография обладателя карты, образец его подписи, персональный штрих-код), что он не требует подтверждений. Право на обладание социальной картой, дающей гражданину транспортные льготы, уже было подтверждено УСПиЗН при оформлении и выдаче этой карты. Разве кондуктор пассажирского транспорта более компетентное лицо, которое будет перепроверять решения УСПиЗН. А потом, на основании какого документа он (кондуктор) будет перепроверять это право? Пенсионного удостоверения? Так, например, моё пенсионное удостоверение (на котором даже и фотографии нет) выглядит менее убедительным, чем сама социальная карта.

Не знаю, как вы, а я принципиально не собираюсь для поездок брать с собой пенсионное удостоверение.

Кстати, хочу дать вам совет (так как об этом нигде не написано). Если вы собираетесь посетить какой-нибудь город в нашей области, например, Сызрань, где ещё не внедрены информационно-технологические средства областной системы «Социальная карта», всё равно берите с собой социальную карту жителя Самарской области и квитанцию о её пополнении. Это даст вам возможность пользоваться общественным транспортом в этом городе на тех же льготных условиях. Ведь на территории Самарской области лишить вас прав льготного проезда никто не имеет право.

Кстати, о Сызрани, коль я упомянул этот город. Социальными картами жителя Самарской области в Сызрани пользуются уже давно. Уже несколько тысяч граждан Сызрани являются владельцами таких карт. Будем надеяться, что и в этом городе вскоре социальные карты будут иметь транспортные приложения.


Ещё один совет.
Получая ежемесячную денежную выплату (сейчас это 270 рублей), вы вправе потратить её по своему усмотрению. Здесь надо хорошо подумать. Социальная карта выгодна только тем пенсионерам, которые много ездят на муниципальном транспорте. Тем пенсионерам, кто пользуется транспортом мало, лучше покупать у кондуктора билет за 15 рублей, а ещё лучше использовать транспортную карту, так как по ней проезд стоит 12 рублей (пока ещё), а неиспользованные в данном месяце деньги сохраняются и переходят на следующий месяц. А можете поступить, как я, - у меня будут обе карты и применять их буду в зависимости от того, как часто буду пользоваться транспортом в данный период. Ну а если вы вообще не ездите на транспорте, то можете потратить эти деньги на что угодно.


На сегодня, это всё. Закончу писать завтра.


  - * -
Итак, продолжаю.
Сегодня, возвращаясь с работы домой, обнаружил, что в моём почтовом отделении действительно организовали пополнение транспортных приложений социальных карт.

Людей на почте было очень много. У всех свои заботы: кому получить пенсию, кому сделать денежный перевод, кому произвести коммунальные платежи и т.д. Были также и те, кто хотел сделать своё первое пополнение социальной карты.
Делать нечего – пришлось и мне довольно долго постоять в очереди.

Передо мной стояла старушка, в руках у неё была социальная карта платёжного типа (SOLIDARNOST). Какая “крутая” старушка – подумал я. Немного разговорились. Карта ею была получена ещё давно (несколько лет назад), но, как оказалось, она ею ни как банковской картой, ни как информационной совсем не пользовалась, да и во всех “тонкостях”, связанных с транспортными новшествами тоже не разбирается. Хорошо, что ей кто-то вовремя подсказал, что на этой карте надо было проактивировать транспортное приложение. Я тоже, как мог, пытался дать ей необходимые разъяснения.

Да…, – трудновато приходится пожилым людям осваивать новые “информационные технологии” – продолжал думать я.

Наконец-то, дошла и моя очередь. Взяв у меня социальную карту и деньги, операционистка почтового отделения “чиркнула” лазерным лучом своего терминала по штрих-коду карты. Затем вернула мне карту и выдала мне квитанцию (о продлении).

Выйдя из почтового отделения, я снова увидел старушку, с которой мы стояли в очереди. Она медленно плелась в сторону трамвайной остановки.
Невольно я представил её в транспорте уже в новом году: у неё не считывается социальная карта. Бедная старушка нервничает, руки немного дрожат, полуслепая она роется в своей сумке, чтобы найти пенсионное удостоверение, квитанцию о пополнении карты. Наконец, получает от кондуктора долгожданный билет и начинает это всё складывать назад в сумку. То, что я назвал под словом «всё», – это: 1) социальная карта, 2) пенсионное удостоверение, 3) квитанция и 4) сам билет.
Ничего не потеряла, бабуля?
 

Я с трудом прогнал эти неприятные мысли.
И всё-таки, социальная карта для пенсионеров – это благо или головная боль?
 

Все приведенные мной здесь недостатки убедили меня в том, что проект «Социальная карта» в нашей области пока ещё сырой или изначально не до конца продуман. А может быть проект хорош, но реализован, как это часто бывает, плохо?
Надеюсь всё-таки, что в процессе внедрения и эксплуатации система будет окончательно доработана.


В заключение, поздравляю вас, дорогие пенсионеры, с наступающим Новым Годом! Желаю здоровья.
И приятных вам поездок в следующем году!

1 комментарий:

  1. а вот почему 270 руб выдают не сразу с первой пенсии,а через 2-3 месяца?

    ОтветитьУдалить