Вот и подошло время, когда мы пойдём в школу. Конечно же, я имею в виду не себя, а своего внука – Илью. В октябре ему будет уже семь.
В выбранную нами школу он уже зачислен.
Я бы не сказал, что он отлично подготовлен к школе. Но по слогам читать умеет, умеет делать несложные арифметические вычисления (в пределах нескольких десятков), неплохо рисует, всё время что-то конструирует из того, что попадается ему под руку, очень интересуется всем, что связано с электрикой и электроникой. Умеет немного пользоваться компьютером, находить в интернете нужную ему информацию. И что немаловажно, хорошо общается с людьми.
Казалось бы, чего тут мне волноваться? Обычно это у родителей (особенно у мам) при мысли, что «скоро в школу», всё сжимается внутри. Ан нет! Неспокойно и у меня на душе. Кажется, я не так волновался, когда наши дети шли в школу. А, может быть, я уже забыл, ведь давно это было.
Целый рой чувств не дают мне покоя. Вот только некоторые из них:
Во-первых, тревога.
Что ждёт его в этой школе? Как в школе примут его и учителя и его сверстники? Какие отношения с ними сложатся? Ведь психологический климат в классе – это чуть ли ни самый важный фактор в процессе обучения. Если в этом отношении будет, что-то не так, то не произойдёт ли в нём внутреннее отторжение от школы? не возненавидит ли он её? И самое страшное (не дай Бог), если ребёнок замкнётся в себе. То это уже будет не учёба, а одно сплошное мучение.
Чтобы не доводить психологическое состояние ребёнка до такой стадии, надо с самого начала принимать максимальное участие в судьбе своего малыша. И здесь могут помочь только доверительные отношения с ним. Доверительные отношения сами по себе не возникают. Они выстраиваются в течение длительного периода. Ребёнок станет вам доверять только тогда, когда убедится, что вы действительно любите его, а это значит, что вы всегда откровенны с ним и всегда понимаете его. Только в этом случае ребёнок будет уверен, что вы всегда в нужную минуту придёте ему на помощь, и, не тая, будет рассказывать вам о своих проблемах. А вы не обманите его доверие и найдите действенный способ помочь ему.
Во-вторых, чувство возможной вины.
По возможности мы нашему Илюше уделяли немало внимания. Как и все, мы поначалу просто играли с ним, потом эти игры становились более интеллектуальными, покупали и читали ему хорошие и “умные” книги, собирали и показывали ему различные коллекции развивающих мультфильмов, много гуляли по красивым местам нашего города, посещали театры, музеи, цирк, зоопарк, ботанический сад, много разговаривали с ним и много рассказывали ему обо всём, в том числе и о школе. При этом вспоминали и свои школьные годы (стараясь ничем не стращать, но и ничего не приукрашивать). Да разве сейчас всё перечислишь здесь.
И всё-таки, может быть мы все (как и родители и прародители) не всё сделали, чтобы подготовить этого человечка к новому этапу его жизни. Ведь не зря опытные люди говорят, что ребёнка надо готовить к школе с рождения, а умные – что и ещё раньше.
Речь идёт не только о его интеллектуальной подготовленности к школе. Дело в том, что в его новой жизни будут появляться множество новых проблем и обязанностей. И если их будет действительно много, то это может вызвать психологический шок. Как облегчить эти проблемы и уж тем более избежать худших последствий. Думаю, что в этих случаях нам надо будет поступать очень мудро, чтобы при необходимости очень тонко оказывать ребёнку необходимую помощь.
И, в-третьих, грусть и жалость.
И грустно, и жалко нашего Илюшку. Детство, правда, ещё не кончилось, но оно уже начинает уходить. И он это сам чувствует.
P.S. По случаю такого печального события я создал ролик про «Последнее лето дошкольника Ильи», который вы можете посмотреть прямо здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий